Все для педагогів
Рефлексия как этап урока (занятия): виды, приемы, примеры
Педагоги, которые только
начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному
этапу занятия, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что
рефлексия — это самооценка. Но на практике зачастую этот этап занятия представлен
в виде банальных "смайликов", листочков разного цвета и прочих
картинок, которые учащиеся дружно "лепят на доску" в конце урока.
Иногда педагог просто ограничивается вопросом: "Вам понравился урок?"
Все дружно кричат: "Да!" — и все довольные расходятся по
домам. Казалось бы, придраться не к чему: рефлексия была? Была! Оценку занятию поставили? Поставили! В поурочном плане этап назван красивым словом
"рефлексия"? Имеется такое! И никаких претензий.
Но с опытом приходит
понимание, что рефлексия здорово помогает педагогу контролировать процес обучения, уже в
ходе занятия видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть,
"держать руку на пульсе".
Не стоит забывать и о том, что рефлексия —
это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить
учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и
выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои
успехи с успехами других учеников.
В структуре урока рефлексия
является обязательным этапом урока. Особый упор делается на
рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При
этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают
ученики.
Что такое рефлексия?
В словарях дается четкое
определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь
себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого
учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей
деятельности.
Для чего нужна
рефлексия?
Если ребенок понимает:
·
ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
·
какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
·
какой вклад в общее дело он может внести;
·
может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,
…то процесс обучения становится намного
интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Когда проводить?
Рефлексию можно
проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела
материала.
Виды
Существует несколько
классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее
варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.
I. По содержанию: символическая, устная
и письменная.
Символическая — когда
ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и
пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и
описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего
времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела
учебного материла или большой темы.
II. По форме деятельности: коллективная,
групповая, фронтальная, индивидуальная.
Именно в таком порядке
удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в
отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит
учащихся к самостоятельной работе над собой.
III. По цели:
·
Эмоциональная
Она оценивает
настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из
категории "понравилось / не понравилось", "интересно /
скучно", "было весело / грустно".
Данный вид рефлексии
помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем
лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше,
значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы.
Согласитесь, нам бывает скучно и грустно, когда мы чего-то не понимаем.
Как и когда проводить?
Рефлексию настроения и
эмоциональности легко проводить даже с первоклассниками. Вариантов масса:
раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого
пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки и т.д. Удобнее проводить
по завершении очередного этапа урока: после объяснения новой темы, после этапа
закрепления темы и т.д.
В начале урока
эмоциональную рефлексию проводят ради установления контакта с классом. Можно
поставить музыку (подобрав мотив, согласующийся с темой), процитировать
классика, зачитать эмоциональное стихотворение. После обязательно следует
спросить 3-4 учеников: "Что ты чувствуешь сейчас? Какое настроение у тебя?
И т.д. Во-первых, учащиеся (даже самые маленькие) привыкают оценивать свое
состояние, свои эмоции, во-вторых, учатся аргументировать свою точку зрения.
Кроме того, такая рефлексия поможет учащимся настроиться на восприятие темы.
·
Рефлексия деятельности
Данный вид рефлексии
удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала,
при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы,
проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.
Как проводить (примеры организации
работы):
·
Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы.
Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
·
Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный
цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный —
много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками.
Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и
т.д.
·
Вагончики. Каждый вагончик соответствует
определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления,
состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика.
Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в
тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
·
"Знаки" (удобно при обучении чистописанию).
Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.
Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что
поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.
·
Рефлексия содержания материала
Вот этот тип рефлексии
удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает
возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность
собственной работы на уроке.
Как проводить:
·
Предложите детям облако "тегов", которые
необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где
указаны варианты:
o сегодня я узнал...
o было трудно…
o я понял, что…
o я научился…
o я смог…
o было интересно узнать,
что…
o меня удивило…
o мне захотелось… и т.д.
Каждый ученик выбирает
по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а
можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).
·
Графическая: на доске таблица со знаками
В таблице цели урока
можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно
ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в
той графе, которую они считают более приемлемой.
·
Анкета
·
"Три М"
Учащимся предлагается
назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и
предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.
Следующие примеры проведения рефлексии
прекрасно впишутся в концепцию гуманитарных предметов:
·
Акрослово
Например, дайте
характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова "Мастер и
Маргарита":
В — всесильный
О — олицетворяет справедливость
Л — луна, черный пудель и "чертовщина"
А — антипод Иешуа
Н — не абсолютное зло
Д — дьявол
·
Фразеологизм или пословица
Подберите выражение,
соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами,
шевелил мозгами, считал ворон и т.д.
Несколько замечаний по теме, или пожелания
от учащихся
·
Такие приемы, как инсерт, синквейн, кластер, диаманта, ПОПС не нуждаются в
пояснении и зарекомендовали себя весьма эффективно. С одним "но"!
Если учитель использует их постоянно, чтобы дети могли привыкнуть к такой
работе. Иначе создание того же синквейна превратится в каторжную работу, а не
позитивное и эффектное завершение темы.
·
Желательно адаптировать форму проведения под возраст детей. Естественно,
что в 10 класс с гномиками и зайками не пойдешь. Но и в младших классах не
стоит слишком увлекаться красочными картинками. Выберите один вариант, чтобы
ученики привыкли к нему и не приходилось каждый раз объяснять значения картинок
или жестов.
·
Услышано на одном из форумов замечание от ребенка: "У одного учителя
красный листочек означает "все понял", у другого — "ничего не
понял", у третьего учителя вместо листочков какие-то звездочки-тучки. И
как я должен все это запоминать?" Это уже вопрос на засыпку. Думается, что
в рамках хотя бы методобъединения имеет смысл договориться о едином значении
символов/цветов/знаков, используемых для рефлексии.
Коментарі
Дописати коментар